Последние добавленные статьи
Переславль-Залесский: центр Золотого кольца
-
20.04.2018 г.
Переславль — это центр Золотого кольца. На севере — Ярославль, Ростов и Кострома, на юге — Москва, на западе — Углич, Тутаев, на востоке — Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский. И это не региональный патриотизм, потому что, призвав на помощь историю с географией, понимаешь — так и есть.
Основание Юрием Долгоруким новых городов имело ясную цель: на пересечении важнейших торговых путей создавались укрепленные опорные точки — и в плане оборонительном, и в торгово-экономических целях. Юрий не останавливался перед тем, чтобы сместить будущий город в более выгодную сторону от существующего старого поселения — так было с Дмитровом, так случилось и с Переславлем, строительство которого повели в стороне от древнего Клещина, стоявшего на северном берегу Плещеева (ранее — Клещина) озера. В кольце мощных земляных валов с бревенчатыми укреплениями появляются княжеские палаты, жилье и закладывается один из первых белокаменных храмов — Спасо-Преображенский собор. Борисоглебский храм в Кидекше, резиденции князя под Суздалем, начали строить в том же 1152 году.
Памятник Юрию Долгорукому, Успенский Горецкий монастырь
Три новых города прикрывали суздальские земли с запада — Кснятин, Дмитров, Москва. Через них же шли торговые пути от Твери и Новгорода — по малым рекам, используя волоки и гужевые перевозки, обозами по лесным дорогам. От Ростова выстраивалась вторая оборонительная линия, через Переславль и Юрьев-Польский, позже между ними появится Александровская слобода и, уже во времена укрепления Московского княжества — обитель Сергия Радонежского, ставшая Троице-Сергиевой лаврой, духовным центром России.
За несколько лет отстроенные твердыни взяли под контроль важнейшие стратегические направления. На юг и на восток шли через Суздальскую землю купеческие обозы. При необходимости быстро перебрасывались войска. Сейчас, освободившись от исключительно классового подхода к пониманию истории, убеждаешься в том, что основатель Москвы сумел решить задачу, мало кому посильную: фактически с нуля за короткий срок создать в Залесье новую страну, жизнеспособную в политическом, экономическом, духовном и военном значениях.
Собор-воинНачатый Юрием Долгоруким, Спасо-Преображенский собор достраивался уже при его наследнике, Андрее Боголюбском. Белокаменный одноглавный четырехстолпный храм возвышается на фоне земляного вала, чья высота достигала 16 метров — и это не беря в расчет устраиваемых по нему деревянных укреплений с башнями-стрельницами. Каменной резьбой храм украшен небогато, да и сам Юрий предпочитал строить прагматично, до аскетизма.
Глава, окрашенная сейчас в зеленый цвет, опирается на световой барабан с длинными щелевидными окнами. В верхней части барабана узорчатый каменный пояс меандра, который русские зодчие окрестили «городком» — зубчатые треугольники напоминают навершия крепостных стен. Аркатура украшает три апсиды собора. Прясла поделены горизонтальным бесхитростным отливом. Несмотря на многочисленные войны и набеги, огненным валом прокатившиеся через Переславль, сохранилась позакомарная кровля. Несмотря на приземистость и массивность, храм кажется удивительно пропорциональным. Установленный перед ним бюст Александра Невского напоминает, что прославленный ратоборец, сумевший немалой ценой сохранить русскую государственность после разгрома Руси Батыем, родился и крестился здесь, в 1220 году. Так они и стоят рядом: воин-князь и словно увенчанный боевым шлемом древний собор — оплот духовности непокоренного народа.
Значение Переславля для становления независимого Московского государства трудно переоценить. Большое и экономически развитое Переславское княжество было присоединено к Москве по завещанию бездетного удельного князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского, дружившего с московским князем Даниилом, приходившимся ему дядей. Мощь Москвы, отвоевавшей к тому же у рязанцев Коломну, город-порт при впадении реки Москвы в Оку, возросла более чем существенно. После завладения московскими князьями владимирским «Великим столом» и получения права без баскаков, самим собирать и отправлять в Орду дань-выход, часть которой, конечно, оседала в московской же казне, будущая столица окрепла. Дальновидная политика князей привела к массовому переселению русских людей с разоренных, в том числе и самими московскими властителями, земель в пределы Московского княжества.
Так переселилась из Ростова в подмосковное сельцо Радонеж семья обедневшего боярина, отца будущего вдохновителя победы на Куликовом поле Сергия Радонежского. Святой Сергий был возведен в игумены основанной им обители в стенах Спасо-Преображенского собора, здесь же он крестил сына Дмитрия Донского Юрия. Ополчение Минина и Пожарского проходило через Переславль, и предводители его молились в древнем храме об освобождении страны от интервентов. На хорах собора пели во время службы вместе с певчими русские цари Иван Грозный и Петр Великий, и, что интересно, еще один человек, чей бас прославил Россию музыкальную, оперную — Федор Иванович Шаляпин. Собор используется как музей, в нем сохранились остатки древних фресок и княжеские гробницы, а церковная утварь была отправлена в Москву, в Оружейную палату.
Cвоя Красная площадьПервоначально город назывался Переяславлем — основатели, приходящие с киевских и черниговских земель, приносили в Залесье привычные им названия. Есть в Переславле и река Трубеж, а во Владимире — Лыбедь и Почайна. Славянское имя Переяслав означает «переявший», то есть, перенявший славу. Потомки Владимира Мономаха стремились, создавая свое княжество, перенять славу киевскую, чтобы затмить красотой и могуществом блеск древнерусской столицы, сплотить вокруг себя удельных владетелей и заново объединить Русь. Потом, уже во времена московские, буковка «я» из имени города выпала, а прозвание «Залесский» стало, наоборот, неотъемлемой частью имени города.
Немало значила в утверждении Москвы и позиция церкви. Митрополит Петр, благоволивший Москве, вызывал недовольство занимавшего в тот момент владимирский престол тверского князя Михаила и был его сторонниками обвинен в серьезных прегрешениях. Здесь, в Переславле, Петр сумел с блеском оправдаться перед всем народом, а впоследствии, на Соборной площади, именуемой теперь Красной, по повелению Ивана Грозного была воздвигнута шатровая церковь Петра митрополита.
Кроме Спасо-Преображенского собора и церкви Петра Митрополита, Красную площадь обрамляют еще два православных храма. В середине XVIII в. по благословению священноначалия местный купец Филипп Угрюмов построил здесь летний Владимирский собор и теплую, зимнюю церковь. во имя Александра Невского, схожие между собой, особенно после того, как несколько лет назад были выкрашены в один красный цвет. В их конструктивную схему заложен традиционный принцип «пятиглавие на четверике», при этом луковичной формы главы покоятся на высоких и тонких, типичных для ярославского зодчества, барабанах, центральные же из них поднимаются над куполами, вполне отвечающими установившемуся в храмовой архитектуре Российской империи классицизму. В обоих храмах проводятся службы.
За монастырскими стенамиЯрославское шоссе пересекает Переславль-Залесский с севера на юг. В историческом центре главная магистраль проходит через Валовое кольцо — улицу, идущую вдоль земляного вала. Пять крупных монастырей Переславля расположены как раз вдоль трассы, являясь, таким образом, не только оплотами веры, вместилищами знаний и первыми учебными заведениями древнего города, но и его опорными пунктами — в Переславле сходились пути с севера и с запада, и с их центрами средоточения силы, Новгородом и Тверью, несколько столетий шла ожесточенная борьба.
На севере, уже за городской чертой, торжественно возвышаются над Плещеевым озером серебристые купола Никитского монастыря. Обитель основана здесь, вблизи Клещина городища, в 1010 г. сыном Владимира Крестителя князем Борисом. По преданию, малолетний Даниил, младший сын Александра Невского и будущий первый московский удельный князь, учился в его стенах грамоте и слову Божьему. Обитель посвящена раннехристианскому мученику Никите Готскому (Готфскому), но прославил ее своим подвижничеством другой, уже русский православный святой Никита Столпник, терпевший здесь множество лишений и изнурявший себя постом и ношением тяжелых железных вериг. В Никитском, как и в других переславских монастырях, проведены значительные реставрационные работы. Службы совершаются в Благовещенской церкви, где хранится удивительная по какому-то проникновенному обаянию, исходящему от нее, икона преподобного Сергия Радонежского. Полностью восстановлен Никитский собор, пятиглавый храм XVI в., возведенный при Василии III и перестроенный Иваном Грозным, установлены и исправно звонят колокола на шатровой колокольне примерно того же времени постройки.
Тверской князь Михаил, заняв Великий стол, попытался оспорить завещание Ивана Дмитриевича Переславского. Произошло кровопролитное сражение, и войска Ивана Калиты одержали верх над полками тверского боярина Акинфа Великого. Случилось это в 1304 г. в день православного праздника в память Феодора Стратилата. Набожный Иван, в ту пору наместник только что отошедшего Москве Переславского княжества, решает основать здесь Феодоровский (в просторечии — Федоровский) монастырь.
Муравленый изразец часовни "Крест"
Другому знаменательному событию — рождению у первого русского царя Ивана Грозного сына Федора город обязан появлением часовни «Крест» на въезде со стороны Москвы, на месте счастливых родов царицы, и строительству в монастыре каменного Федоровского собора, не так давно отреставрированного.
Теплый Введенский храм с двумя приделами был построен в 1710 г. на пожертвования Петра I и его сестры Натальи. В нем хранится почитаемая чудотворной копия Андрониковской иконы Богоматери. Это литографическая копия, но при этом церковью засвидетельствованы случаи исцеления обращавшихся к ней верующих от тяжелых болезней. В ящичек киота, напоминающий о турецком кинжале, которым один из завоевателей причинил иконе повреждения, принято складывать записки с просьбами к Богородице о помощи. Бывали здесь и Борис Годунов, и Петр, и другие Романовы.
После Смуты обезлюдевший Феодоровский монастырь стал женской обителью. Сестры, а их в XIX в. было около пятисот, кроме моления исправно занимались земледелием, вышивкой, гончарным ремеслом, делали мыло, обувь и даже кирпичи. При монастыре были устроены церковно-приходские школы, а певчие обители оказались столь талантливыми, что некоторых включил в состав императорского хора Николай II. За двадцать лет с начала восстановления монастырь поднялся из руин. Отремонтирована в том числе и Казанская церковь, построенная на средства сестры Петра I Натальи.
Если проехать по Московской улице немного далее и повернуть направо, то дорога приведет в Троицкий Данилов монастырь, основанный преподобным Даниилом Переславским на средства Великого князя Василия III в 1508 г. Даниил крестил сыновей князя: Ивана, будущего Грозного, и Юрия. Но знаменит стал тем, что взял на себя труд отыскивать умерших и убитых разбойниками в дороге непогребенных путников и хоронить их по христианскому обычаю. Монастырь как раз и появился рядом с устроенным Даниилом кладбищем.
В 1530 г. известный ростовский зодчий Григорий Борисов на пожертвования Великого князя Василия строит в монастыре каменный одноглавый четырехстолпный Троицкий собор. Позднее к нему пристроили еще один, небольшой Данииловский придел над захоронением святого, и шатровую колокольню, составившие вместе доминирующую композицию обители. Одновременно с возведением колокольни с восточной стороны собора поднялся одноглавый трехапсидный храм Всех Святых с изящной главкой на барабане, украшенном аркатурно-колончатым поясом и рядом кокошников в основании. С другой стороны в 1695 г. выстроена в стиле московского барокко церковь Похвалы Божьей Матери с трапезной, где сейчас ведутся восстановительные работы. Но внешний вид храма восстановлен, и можно любоваться красотой характерных для этого архитектурного стиля каменных украшений.
После польского разорения обитель помогли возродить бояре знатного рода Барятинских — бывший стольник царя Алексея Михайловича Иван Барятинский принял здесь иноческий сан. Роспись Троицкого собора выполняли костромские живописцы под руководством Гурия Никитина — часть этих фресок сохранилась, хотя в советское время монастырь пострадал не меньше, чем от поляков, и многие строения не уцелели.
По другую сторону главной магистрали города находится Никольский монастырь, чьи сверкающие золотом купола придают обители особую торжественность. Его основание связано с именем современника Сергия Радонежского, святого Дмитрия Прилуцкого. Сейчас, входя под своды величественного Никольского собора, трудно представить, что во времена, предшествовавшие основанию монастыря, здесь было болото, подпитываемое водами близкого Плещеева озера. Первый храм монастыря, во имя святителя Николая, появляется в 1348 г., и вокруг него образуется обитель, сильно пострадавшая впоследствии от монголо-татарских набегов Тохтамыша и Едигея, а также действий в Смутное время польско-литовских отрядов.
Каменный Никольский собор возводили долго: с 1680 до 1721 гг. В нем, как и сейчас, по возвращении из музея, хранится Корсунский крест-мощевик — главная святыня монастыря. Надвратную церковь и Благовещенский храм построили в 1748 г. В XX в. Никольский собор и другие строения монастыря были уничтожены, на их месте устроили животноводческий цех. После возвращения остатков обители и ее территории в начале 1990-х церкви здесь учреждается женский монастырь и быстрыми темпами ведется ее восстановление: к 1999 г. завершена реставрация Благовещенской церкви, в 2001 г. были подняты купола и освящен крест заново отстроенного Никольского собора, в 2004-2005 гг. — построена звонница, вокруг обители встала монастырская ограда, включившая в себя сохранившуюся надвратную церковь апостолов Петра и Павла. К Никольскому монастырю относится подворье в селе Годеново, где прославился Годеновский животворящий крест. С какой бы смотровой площадки не любовались Переславлем — золотые главы Никольского собора видны отовсюду.
А над южным берегом Плещеева озера высится Успенский Горицкий монастырь, в котором сосредоточился городской музей. Благодаря ему весь монастырский комплекс сохранился в приличном состоянии, и вид с колокольни стал самой частой иллюстрацией туристических буклетов, календарей и книг о Переславле-Залесском, наряду, конечно, со Спасо-Преображенским собором. По преданию, монастырь был основан в XII в. (другие источники называют XIV в. и Ивана Калиту как основателя) и в 1382 г. сожжен Тохтамышем. Овдовев, супруга Дмитрия Донского Евдокия постриглась в монахини, и уже под именем Ефросиньи оказала неоценимую помощь в восстановлении обители, которую после этого некоторое время называли лаврой. Здесь провел 30 лет в монашестве Даниил Переславский. Богатые вклады в монастырь делали Василий III и Иван Грозный.
Церковь Всех святых с трапезной неоднократно переделывалась, но в ней видны черты храма XVII в. — пять главок на четверике, покрытом четрехскатной крышей. К тому же времени относятся выстроенные из фигурного кирпича Святые врата с надвратной церковью и Проездные ворота, считающиеся образцом московского барокко.
В 1744 г. Переславль стал центром созданной епархии, а Горицкий монастырь — резиденцией епископов. Развернулось строительство. Успенский собор перестраивался по проекту Бартоломео Расстрелли под надзором синодального архитектора Ивана Яковлева. Здание как бы поддерживают две галереи, стены украшены лепниной с изображением вензеля императрицы Елизаветы, ангелов и цветов (авторство приписывают мастеру Андрею Петрову, артель которого работала до этого в Новоиерусалимском монастыре), над кровлей поднимаются изящные зеленые главы.
Отнесение архитектуры собора специалистами к стилю так называемого «провинциального барокко» нисколько не умаляет его красоты и роскоши внутреннего убранства. Особенно здесь выделяется резной пятиярусный иконостас, выполненный московскими мастерами-резчиками Якова Жукова и заполненный иконами, созданными в мастерских Новоиерусалимского монастыря. Внутренняя роспись собора принадлежит кисти переславского живописца Гусева. Другой лепной вензель напоминает о посещении собора Екатериной Великой, во времена правления которой епархию упразднили.
Долгое время монастырь, уже монастырем не считавшийся, пребывал в запустении, и устройство в конце XIX столетия в его стенах духовного училища помогло немногим. Парадоксально, но сохранению уникальных по своей архитектуре строений Горицкой обители помогла передача ее в 1919 г. в распоряжение музейных работников. Сейчас в церкви Николая чудотворца проводятся службы, а с трехъярусной колокольни Богоявленской церкви каждый посетитель может сделать незабываемые фотографии. К сожалению, вопрос с ремонтом архитектурных памятников музейного комплекса непозволительно затягивается. Успенский собор закрыт.
…Подошла к собору монахиня. Перекрестилась, поклонилась, постояла и ушла. Святое место, намоленное. Сейчас взаимоотношения церкви и музеев, занимавших раньше храмовые комплексы, проходят испытания, требующих от обеих сторон мудрости, терпимости и взаимопонимания. И в деле восстановления и сбережения культурного наследия страны, наших святынь, в числе которых — выдающиеся памятники русского зодчества духовенству и работникам культуры лучше быть рядом, действуя рука об руку. Чтобы успеть.
Евгений ШАПОЧКИН