Последние добавленные статьи
Рассказывают деятели сельского хозяйства Молдавии
-
08.01.2019 г.
Молдавия поверила в кооперацию, и о том, как она проходила, какие принесла результаты, в «Колхозе колхозов» рассказывают генеральный директор районного объединения «Живпром» С. А. Маринов, начальник межколхозной машинно-тракторной станции Н. Ф. Дорожок, первый секретарь Сорокского райкома партии М. И. Тузлов... Суть такова: на началах паевых и сугубо добровольных в республике созданы межколхозные объекты: тот же «Живпром», межколхозная МТС, межколхозный консервный завод... Часть заработанной такими кооперативными предприятиями прибыли идет на капиталовложения, остальной доход выплачивается колхозам — в зависимости от величины пая. Разумеется, не все сразу ладилось, не все с самого начала обрело привычные ныне формы. В фильме звучит рассказ Степана Артемовича Маринова. В силу того, что строить надо было быстро, а денег не хватало, мы, рассказывал он, порой задерживали возврат прибыли колхозам. Считали, что прибыль от них никуда не уйдет. Но республиканские организации нас поправили и «положили на это дело крест». Теперь как только уходит на мясокомбинат животное, мы сразу же выписываем квитанцию, и банк автоматически отправляет деньги хозяйству. И только двадцать процентов оставляет объединению: из них — десять идет на расширение производства и десять на фонд материального поощрения. По существу, колхоз стал хозяином. Также вас могут заинтересовать промышленные 3d принтеры, подробнее на сайте по ссылке.
Эти слова С. А. Маринова в фильме (привожу их по памяти, но за смысл ручаюсь) трудно переоценить. И сегодня порой проявляется такая тенденция: решать за колхоз, что ему выгоднее. Фильм предостерегает от такой тенденции.
Конечно, это лишь малая частичка того ценнейшего опыта, который накопила Молдавия и о котором идет речь в фильме. Картина рассказывает — точнее, рассказывают деятели сельского хозяйства, толковые, знающие люди, а автор слушает, спрашивает, комментирует, — как с помощью чисто экономических средств выравнены были возможности хозяйств, находящихся в различных природных условиях, как появился и окреп межколхозный овощной севооборот, как, наконец, добивается «колхоз колхозов» своей главной цели, полнее освоить на плацдарме сельского хозяйства завоевания научно-технической революции.
А объединению сил теперь, кажется, доступна уже любая отрасль, говорит нам автор фильма и подкрепляет ход своей мысли кадрами, снятыми на межколхозном комбикормовом заводе, в межколхозном саду «Память Ильичу» под Слободенью — суперинтенсивном предприятии стоимостью в сто тридцать миллионов: самом большом плодовом массиве континента; на межколхозной ферме племенного скота...
Решение найдено? Несомненно! Так, стало быть, и надо всем идти по этому пути, следовать именно этому варианту?
С опытом Молдавии, рассказывает фильм, спорит опыт Белгорода — опыт специализации хозяйств... Но прежде чем обратиться к нему, следует, пожалуй, заметить, что резонно было бы в фильме подчеркнуть очень важное обстоятельство: создавать крупные специализированные хозяйства надо без спешки, не отказываясь уже сегодня от ферм в колхозах и совхозах, там, где мощных комплексов еще нет или они не обрели полную силу.
Белгородцы отстаивают свое... Послушаем, что говорит с экрана Николай Алексеевич Сурков, десять лет назад — председатель колхоза, теперь — секретарь райкома, «ветеран специализации».
— Я думаю, жизненность нашего пути в том, что построены крупные промышленные комплексы, что животноводство стало на твердую промышленную основу. У нас сейчас, конечно, основные высокорентабельные хозяйства — это наши спецхозы.
Мы видим на экране эти выросшие на животноводстве хозяйства — видим их прекрасные поселки, школы, дворцы культуры... Что говорить — отменно! Но звучит вопрос в фильме, и мы осознаем, что не все так просто и в белгородском варианте: радоваться бы таким сельским картинам, да мешает мысль — а как же быть тем хозяйствам, у кого нет таких мощных животноводческих комплексов — не по силам им поднять пока еще такие производства, ведь колхозы-то разные бывают в одном районе — гигантских масштабов и много скромнее и по площадям и по силам?