Последние добавленные статьи
Репортаж с кирпичом на заводе
-
14.03.2018 г.
Не раз слышали мы от уважаемых архитекторов: «Ну да, наверное, и наши кирпичные производители что-то там выпускают. Но для премиальных проектов, как правило, выбирается импортный кирпич. У него и колористика, и качество, и срок службы…». Поездки за импортными материалами – это маркетинговый ход, призванный навязать потребителю дорогостоющую продукцию, парируют производители кирпича в России. Кому же верить?
Кирпич с эффектом флэш
Микроавтобус, чуть буксуя на снежных поворотах, подъезжает все ближе к заводским корпусам. С дороги хорошо видны крыши цехов предприятия, а вскоре показывается и аккуратное административное здание. Кирпичный завод Braer находится в нескольких десятках километров от Тулы. Построен он буквально с нуля. Заводские мощности загружены круглосуточно. Завод имеет собственный карьер красно-жгущейся глины. На предприятии самая большая туннельная печь, где кирпич проходит обжиг при температуре в 1000-1200 градусов.
— Это дает нам возможность производить керамику по так называемой флэш-технологии, — рассказывает технический директор предприятия Александр Логвинов. — Тот самый кирпич неравномерного обжига, который так ценят архитекторы.
Технология и впрямь одна из самых интересных и продвинутых в производстве кирпича. По сути, это метод «кислородного голодания». Под каждый ряд горелок — а их в печи более 500-т — неравномерно подается кислород. В итоге, на одном кирпиче можно добиться перехода от розоватого, например, к темно-зеленому. Оттенки могут быть самыми разными.
— Этот сорт называется «Баварская кладка». Партия обычно состоит из пяти или шести оттенков, все они смешиваются на одном поддоне, — дополняет Александр Логвинов. — До недавнего времени у нас такой кирпич не выпускали. Действительно, приходилось ездить «за три моря», чтобы приобрести «мозаичную» керамику. Сегодня она доступна у нас. Заметьте, по гораздо более дешевой цене.
Глина газами архитекторовВ цехах очень чисто, что удивительно для производства, связанного с глиной и песком. Видно, что производится тщательный контроль продукции. Везде стоят датчики. Причем продукция проверяется не только на завершающем этапе, но и на промежуточных.
Гостям показывают производственную линию, состоящую из сложной системы транспортеров, по которым шихта отправляется на дальнейшую переработку. Подводят к глазку туннельной печи, внутри которой бушует пламя в тысячу градусов. Людей в цехах мало, все процессы автоматизированы.
Участница тура, архитектор и руководитель мастерской «Уникум» Ольга Смоленская интересуется производством крупноформатных керамических блоков. Каждый такой блок по объему равен 14-ти обычным кирпичам, но за счет пористой структуры он легкий и невероятно энергоэффективный.
— Большие блоки — вот, что увлекает меня на данный момент, — признается Ольга. – На мой взгляд, такие блоки, или, как их еще называют, «камни» по некоторым показателям даже превосходят обычный кирпич: они теплее и работа с ними идет быстрее. Тут могут справиться даже неквалифицированные строители. Мне кажется, сегодня керамические блоки — это основной материал для строительства малой и средней этажности. И вот, сморите, теперь их выпускаюту и у нас.
— Скажу больше, именно блоки пользуются наибольшим спросом в глубинке, — дополняет Александр Логвинов. — Тут, действительно, серьезно экономятся раствор, рабсила, время.
— Даже при не совсем качественном монтаже кирпич в сравнении с другими материалами будет выигрывать, — делится своим мнением главный архитектор проекта «ДНК» Игорь Каширин. — Керамика, которую положили, что называется, тяп-ляп, будет выглядеть гораздо лучше, чем кое-как смонтированный вентфасад. Наряду с тем, что кирпич сам по себе интересен, есть современные технологии его применения: новые виды кладки, новые формы. Существуют системы подвеса кирпича на любой поверхности, вплоть до горизонтальной.
По словам Игоря, на предприятии его впечатлил кирпич с эффектом флэш цвета бордо.
— Вполне себе хороший набор кирпичей красных оттенков. Из них можно собирать очень интересные кладки. Кирпич вполне работоспособный. Каких-то откровенно плохих изделии я здесь не видел.
— Что нужно иметь в виду при проектировании из кирпича? – подхватывает тему Ольга Смоленская. — Во-первых, нужно учитывать его размеры, ведь толщина стены влияет на выбор утеплителя. Проемы и окна лучше располагать кратно количеству кирпичей. Хорошо бы при проектировании учитывать и «шаг» — чтобы лишний раз его не резать.
Импорт — больше понты?Между тем, гости минуют цех формовки, сушки, обжига. Каждому хочется испытать местную продукцию на прочность. Еще горячий, сохраняющий пластичность кирпичик, взятый прямо с транспортера, активно жмут, тянут, перекручивают. Тот стойко сопротивляется.
— Да, но все-таки есть же разница между отечественным облицовочным кирпичом и импортным высококачественным клинкером? — не унимается скептически настроенная часть пресс-тура.
— Да, — честно признает Александр Логвинов. — За рубежом, действительно, достигли выдающихся результатов в изготовлении кирпича ручной формовки, наборной ручной мозаике и так далее. Но отечественный облицовочный кирпич сегодня ничем не хуже зарубежного аналога. И может посоперничать даже с клинкером. Давайте немножко углубимся в технологию: чем отличается клинкер от керамики? Правильно, водопоглощением. У клинкера оно до 6%, а у керамики — от 7 до 9-10%. Водопоглощение — это, по сути, плотность керамического кирпича. Плотность нашего керамического кирпича и его морозостойкость (100 циклов) практически сравнима с зарубежным клинкером.
— Какой кирпичный проект вы бы хотели воплотить в жизнь? — интересуемся мы у наших участников в завершении тура. Рассматриваем на крошечном экране телефона новые проекты наших гостей. Они — из кирпича!
Оказывается, Игорь Каширин буквально недавно закончил проект здания с кладкой кирпича в виде «сот». Планировал предложить его на конкурс по застройке в рамках реновации. Надо сказать, очень эффектно.
— С точки зрения архитектурной, есть тенденция возвращения к материальности в архитектуре, — говорит Игорь. — Если до недавнего времени здания могли рассматривать как чисто объемно-пространственную композицию (и здесь был хорош вентфасад), то сейчас чаще применяют кирпич, потому что он обладает собственной тактильностью. Микромасштаб, который воспринимается человеком с минимального расстояния — это очень ценная вещь. Так называемый эффект декоративности, когда ты можешь подойти к зданию на небольшое расстояние и разглядывать его. Здание может восприниматься с расстояния 100 метров, 20 метров, и вот ты уже в 3-х метрах… Стоишь, и тебе интересно. Фактура заманивает.
— У меня прямо сейчас есть проект, — признается и Ольга Смоленская. — Современное шале. Я буду использовать большие кирпичные блоки для конструктива. И отделка там будет как раз неравномерно окрашенным по флэш-технологии кирпичом.
— Где будете закупаться? Все-таки большой выбор и большой опыт производства такого кирпича — за рубежом…
— Я за использование местных материалов! И особенно после этой поездки! Если у нас нет возможности купить что-либо в стране, то можно сделать это за рубежом. Но если хотя бы что-то относительно заменяющее иностранные материалы существует, надо потреблять здесь. Вообще, знаете, я проповедую философию необходимого и достаточного. Мне всегда казалось, даже и задолго до сегодняшнего дня, что вот эти покупки иностранных кирпичей и какой-то необыкновенной черепицы — все чистейшей воды понты. Я бы даже сказала, лукавство по отношению к потребителю. Наш кирпич совершенно гарантированно ничем не хуже.
Другое дело, что отечественная продукция не очень популярна среди архитекторов, которые любят много зарабатывать, — продолжает Ольга. — Они ведут заказчика закупаться в итальянские (немецкие, французские) салоны. Заказчик платит бешеные деньги. При этом ровно то же самое можно сделать у нас, на заказ — и дешевле.
Знаете, как бы выспренно это ни звучало, покупая здесь, мы запускаем собственную экономику, позволяем ей расти, — подытоживает наша собеседница. — А покупая за рубежом, мы обрезаем себе крылья. Выводим деньги из собственной экономики. Ну, согласитесь, это же так очевидно!
Честно признаемся, настрой молодых архитекторов нас по-настоящему порадовал. И не важно, где зарегистрирована головная компания того или иного российского кирпичного завода.
Елена МАЦЕЙКО