Последние добавленные статьи

В современном бизнесе управление транспортными расходами является важной частью...
Добывающая и энергетическая отрасли играют ключевую роль в экономике многих стран....
Дизель-генераторные установки (ДГУ) играют важную роль в обеспечении бесперебойного...
Кабель для интерфейса https://кабель59.рф/shop/kabel-dlya-interfejsa является...
Горнодобывающая промышленность (форум горнодобывающая промышленность) играет важную...

Служба спасения деревянного зодчества: восстановить храм и себя самого

Автор: Евгений Шапочкин Пройдет всего несколько недель, и в отдаленные уголки Архангельской, Вологодской областей и Карелии отправится десант добровольцев волонтерской организации «Общее дело». Вот уже двенадцать лет существует этот Автор: Евгений Шапочкин

Пройдет всего несколько недель, и в отдаленные уголки Архангельской, Вологодской областей и Карелии отправится десант добровольцев волонтерской организации «Общее дело». Вот уже двенадцать лет существует этот проект, направленный на спасение удивительных по своей красоте памятников деревянного храмового зодчества Русского Севера.


Выбор именно Русского Севера не случаен? Насколько это важно и необходимо — восстанавливать и спасать храмы в малонаселенных, почти безлюдных местах?

Никита Сенькин, координатор проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»: Дело не только в красоте и неповторимости старинных деревянных храмов Севера. Силами государства и Русской Православной церкви, многих благотворителей для сбережения нашего наследия делается немало. Но ведь сил государства на всё не хватит. В советское время деревянные церкви жгли, раскатывали по бревнам, оскверняли, и об этом можно долго рассказывать. Мы направляем наши скромные силы на предотвращение разрушения тех храмов, у которых уже не осталось шансов уцелеть, дожить до следующих поколений. В обезлюдевших местах за долгие годы привыкли к тому, что церковь, часовня, колокольня стоят без присмотра, ухода и медленно разрушаются.

Но достаточно придти в храм, убраться там, что-то отремонтировать, затеплить свечу — и отношение местных жителей сразу меняется. Храм вновь становится для них оплотом веры, чистоты, величия нашей истории, любви к родной земле. Ведь храм — это последний форпост, оберегающий человека от духовной гибели. Да и не только от духовной. Вернулся к жизни храм — и изменилась в лучшую сторону жизнь людей, теперь объединенных заботой о нем. Уезжая, мы раздаем памятки, разработанные совместно с музеем-заповедником «Кижи» где сказано, как своими скромными силами местные жители могут заботиться о храме — сделать ограду, выкашивать траву, убирать мусор, снег из помещений, проветривать, отводить талую и дождевую воду и, в случае серьезных повреждений обращаться за помощью к специалистам. Чтобы не пострадать самим и не повредить строение.

А какими силами и средствами вы располагаете? Квалифицированные специалисты у вас, вижу, есть. А инструмент, техника, транспорт?

Дарья Фетисова, архитектор: Для работ, которые мы выполняем, требуются, как правило, не очень большие суммы. О замене несущих конструкций речь не идет. Защищая храм от протечек, мы настилаем мягкую кровлю. На доски, рубероид собираем средства. Обрабатываем дерево антисептическими растворами. Задача — сохранить храм на ближайший десяток лет, не дать ему окончательно разрушиться, объединить вокруг него людей — местных жителей, представителей органов власти в этих районах, священнослужителей. Чтобы, когда придет время, было что реставрировать.

Зинаида Тодорова, архитектор: С каждым годом проект получает поддержку все новых и новых людей, в том числе знающих, опытных профессионалов. Помогают очень многие, для которых, не менее, чем нам, важно сберечь наше наследие. Выезжают в свободное от работы время, курируют, консультируют, участвуют в составлении проекта, высококлассные специалисты по деревянному зодчеству и Русскому Северу.

Дарья Фетисова. Назову некоторые имена достаточно известных архитекторов и специалистов, сотрудничающих с нами безвозмездно: Андрей Борисович Бодэ, Игорь Николаевич Шургин, Александр Юрьевич Любимцев, Илья Воеводин, Ольга Зинина, Андрей Кудинов, Лика Титаренко, Светлана Котлукова.

Лидия Курицына, координатор проекта. Проекту уже более 10 лет. А начинался он с поездок на этюды по Северу супруги отца Алексея, художницы Татьяны Юшмановой. Однажды, оказавшись в деревне Ворзогоры Архангельской области в 2003 году, она услышала стук топора на обезглавленной деревянной колокольне. Это 70-летний дедушка с помощью двух школьников делал на колокольне новый купол. Ему, Александру Порфирьевичу Слепинину, сейчас 85 лет, жив и здравствует, слава Богу.

С этого стука топора, вдохновившего отца Алексея и матушку, началось «Общее Дело». Они стали искать средства на дальнейший ремонт колокольни и двух соседних с ней храмов, а также решили, что нужно помочь, по возможности, всем разрушающимся храмам и часовням на Русском Севере. В первые годы были совсем небольшие экспедиции в Архангельскую область. С каждым годом количество энтузиастов росло, а в прошлом году на Севере уже потрудилось 64 наших экспедиции, около 600 человек. В 2017 году произведены противоаварийные и консервационные работы в 26 храмах и часовнях.

Кроме волонтерской организации «Общее Дело» создан «Фонд  возрождения духовно-культурного наследия Отечества», принимающий пожертвования от частных и юридических лиц. Заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве с инспекцией по охране памятников Республики Карелии и музеем-заповедником «Кижи». Каждый сезон завершается общей встречей участников — делимся впечатлениями, рассказываем, что сделано, строим планы. Сняли фильм, посвященный северным храмам и нашей работе по их сбережению. А перед новым сезоном проводим конференции, в том числе и на строительных выставках, читаем лекции.

Никита Сенькин: Собственно, в нашем распоряжении — небольшое количество механического и электрического инструмента, спальники, палатки, средства индивидуальной безопасности. Участники экспедиций стараются приходить каждый со своим инвентарем. Среди них есть и плотники, и промышленные альпинисты, и реставраторы. Пользуемся личным автотранспортом. Трасса М8 «Холмогоры» — удобная, качественная. Выезжаем из Москвы в 5 часов утра — и вечером уже на месте. Каждый помогает как может, исходя из имеющегося опыта и возможностей. Едут кто на несколько дней, кто — на весь летний отпуск. И не только глубоко верующие, воцерковленные люди — все те, кому наше историко-культурное и архитектурное достояние дорого.

Порой приходится арендовать технику, закупать стройматериалы, приглашать профессиональных плотников — тут уже нужны некоторые средства. Бюджет, к примеру, одной экспедиции в деревню Тулгас Архангельской области — 400 тыс. рублей — это и стройматериалы, и проектная документация. Наши работы обязательно согласуются с местными органами, отвечающими за охрану памятников культуры. Поддерживают и местные благочиния. Администрации помогают с грузовым транспортом, и жители — своими грузовиками и тракторами, и денег не берут. Помогают расселиться в домах, устраивают баню.

Каков же состав работ, выполняемых вашими экспедициями? Что делается?

Никита Сенькин: Экспедиции разнятся и по составу работ, и по уровню затрат. Мы делим их на два вида: исследовательские и трудовые. Первые находят и изучают храмы, где мы еще не были, используя информацию, почерпнутую из открытых источников, в том числе интернета,  и общения с населением. Изучают объекты, производят обмеры, фотосъемку, фиксируют повреждения, что необходимо для составления проекта. За лето могут подготовить сведения по нескольким сооружениям.

Трудовые экспедиции работают на одном объекте. Расчистка завалов, уборка мусора, стирание надписей, антисептическая обработка, ремонт или сооружение новой кровли. В конце работы в храме расставляют привезенные иконы и проводят службу. Если нет возможности позвать священнослужителей из окрестных населенных пунктов, мирским чином читаем акафисты. Бывает также, что некоторые наши экспедиции возглавляют священники, которые по согласованию с правящим архиереем могут отслужить молебен и Литургию. К нам записываются на сайте, заполняют небольшую анкету, указывают, чем могут помочь конкретно, люди самых разных профессий.

Как решаются вопросы взаимодействия с органами государственного управления на местах, церковью, населением?

Никита Сенькин: Сам проект осуществляется по благословению Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Епископа Домодедовского Иоанна и Митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Высокую оценку деятельности проекта дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Проектная документация согласуется с соответствующими органами по охране объектов культурного наследия на местах, а перед выездом мы обязательно оповещаем администрации районов и местное благочиние. Поддерживает и местная пресса, и федеральные СМИ. Пользуясь случаем, поблагодарю редакцию «Строительство.RU» за публикацию о сборе средств на проведение противоаварийных работ для храма Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, намеченных на этот год. Активно помогают местные жители — в том числе и в сборе средств на проведение работ. Представьте, однажды, в самой что ни на есть глубинке, жители устроили благотворительную ярмарку для дачников, предлагая им приобрести продукты питания и поделки. Собрали 45 000 рублей!

Ваш офис расположен на территории прихода Храма Серафима Саровского в Раеве. Насколько тесно переплелись приходская жизнь и деятельность волонтерской организации?

Никита Сенькин: Они неотделимы. И приход, и мы, ощущая себя частью его, живем одним большим общим делом. О. Алексей стал здесь настоятелем несколько лет назад, до этого он служил в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, у станции метро ВДНХ. Его и его супруги стараниями, как и при участии многих других, в приходе закипела активная жизнь. Храм окормляет Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, Московской суворовское военное училище. Открыты детская и взрослая воскресные школы, проводятся встречи с интересными людьми, поездки. Поддерживаем будущих мам, многодетные и материально неблагополучные семьи, ветеранов. Проводим субботники по благоустройству храмового комплекса. Организованы занятия в нашем Английском клубе. Создана детская хоккейная команда.

И, что очень важно и для проекта, и для многих людей, не только прихожан: в рамках «Общего дела» на территории храма открылась и успешно работает школа плотницкого мастерства — образовательный курс, дающий навыки основ ремесла и знания по реставрации памятников деревянного зодчества. Занятия проводит профессионал, настоящий мастер, преподаватель — Николай Витальевич Сахоненко.

Учимся делать срубы, главки для храмов, покрывать их лемехом. По мере сдачи в эксплуатацию корпусов будем размещать в них соответствующие цеха и оборудовать всем необходимым. Обучение в школе уже прошли более 200 человек, в большинстве — молодые люди. Возможно, не все из них присоединятся к проекту, но навыки, необходимые им в жизни, они получат.

…Когда на фоне бездуховности, принесенной нам в 90-х и насаждаемого иными деятелями нравственного нигилизма появляются, растут и крепнут такие проекты и организации, как «Общее дело» — а они не одиноки в своем благом порыве — все больше убеждаешься, что как бы не отличались от нас последующие поколения, можно быть уверенным: точка опоры для возрождения у страны есть. За двенадцать лет добровольцами «Общего дела» проведено 270 экспедиций, обследовано 350 деревянных храмов, в 137 проведены противоаварийные и консервационные работы. В тринадцати из них впервые за десятилетия отслужили Божественные литургии. Конечно, нужна поддержка — и личным трудом, и средствами. Здесь с благодарностью примут любую помощь.

Беседовал Евгений ШАПОЧКИН

Просмотров: 298

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

tsena-dekorativnogo-vodopada-po-steklu-dlya-tekh-lyudej-kto-tsenit-nebanalnost-v-interere-pomeshcheniya
Цена декоративного водопада по стеклу - для тех людей, кто ценит небанальность в интерьере помещения Если Вы хотите сделать свой дом или рабочий кабинет выразительным, стоит обратить внимание на что-то уникальное и современное, к примеру,...
20.04.2021г.
selskokhozyajstvennye-vystavki-instrument-dlya-prodvizheniya-svoej-produktsii
Во многих странах СНГ существует некий упадок в сфере сельского хозяйства, что приводит к серьезным финансовым потерям у фермеров. И это глобальная проблема, на самом деле. Ведь еще с далеких времен принято считать, что страну кормит именно...
10.11.2020г.
arenda-pogruzchika
В дни стремительно развивающегося индустриального процесса часто приходится использовать специальную технику. Многие монопольные предприятия могут позволить себе обзавестись собственной спецтехникой, ведь она используется постоянно. А остальным...
28.01.2017г.