Последние добавленные статьи
Загадочная Александровская слобода
-
09.06.2018 г.
До города Александров разросся лишь в конце XVIII в. Но удивительные памятники русской архитектуры появились в нем намного раньше. А вот когда появилась сама Александровская слобода, никто с твердой уверенностью сказать не может. И это лишь одна из загадок небольшого города, одного из интереснейших мест Золотого кольца России.
Тайна основания
По одной из версий, здесь останавливался Александр Невский, следовавший к отцу в Переславль. В то время на краю дремучего леса у реки Серой уже существовало небольшое поселение, которое могло получить наименование Александровской слободы в связи с непродолжительной стоянкой знаменитого князя. Вероятно, Ярославич задержался у Никольского погоста, где уже с 990 г. стояла деревянная церковь, а столетием позже рядом появился рубленый предшественник храма Рождества Христова. Попечением Петра I вместо двух деревянных церквей построили одну, каменную, что стоит и поныне, теперь уже в центре города. Юрий Долгорукий и его наследники никаких следов в архитектуре города не оставили, но полагают, что звенигородский князь Юрий Дмитриевич мог поставить здесь первый Покровский храм, и в 1696 г. новое строительство велось на его фундаменте.
Рождественский храм
Конечно, большинство древнерусских поселений был основаны много раньше, чем о них впервые упоминают летописи. Во всяком случае, слобода разрасталась, иначе Великий князь Василий III не избрал бы ее местом для своей резиденции. Так, к 1513 г. здесь появились деревянный великокняжеский дворец и Покровский собор (теперь — Троицкий), сложенный из кирпича и белого камня на высоком подклете.
Троицкий собор
А вообще спор ученых о том, в каком году был построен собор, продолжается. Но большинством принят именно 1513 год. И автором основных строений кремля-монастыря — собора, Покровской и Успенской церквей, а также Распятской колокольни — называют Алевиза Нового. Этот итальянский зодчий направлялся в Москву приглашению Ивана III, но был относительно вежливо задержан крымским ханом и участвовал в строительстве Бахчисарайского дворца. Хан, бывший тогда союзником московского государя, отпустил Алевиза на Русь с рекомендательным письмом.
Панорама Александровского кремля
В Москве итальянец возвел Архангельский собор Кремля, а потом потрудился в Александровской слободе. Полагают, что за образец собора была взята Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре, и предположения о строительстве первого каменного собора ста годами раньше звенигородским князем Юрием, таким образом, небеспочвенны. Загадка на загадке в Александровском кремле! Даже в названиях церквей можно запутаться: Троицкий собор изначально именовался Покровским, Покровская церковь — Троицкой, а Распятская колокольня — церковью Алексия Митрополита. Будем же придерживаться окончательных названий.
Троицкий соборЭто одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм был построен с двумя приделами, поэтому с восточной стороны мы видим пять апсид. Собор окружала открытая галерея, в западной части соединяясь с двумя белокаменными палатами, где хранились рукописи и церковная утварь. В XVII в. галерею перестроили, сделав закрытой. В 1824 г. над собором устроили еще четыре малые главки, которые удалил П.Д. Барановский, вернув завершению храма первоначальный вид.
Высокий подклет, барабан и позакомарная кровля делают массив собора устремленным вверх. Сейчас здание побелено, а когда-то оно выглядело двухцветным благодаря множеству белокаменных элементов, контрастирующих с кирпичными стенами, внешние стороны которых и барабан украшены тройным орнаментальным поясом. Западный портал собора окаймлен резным белокаменным киотом, фреска над которым напоминает о первоначальном посвящении храма празднику Покрова Богородицы. Ученые считают, что каменная резьба собора — пример сочетания итальянских и русских образцов храмового декора.
Во внутренней росписи собора, покрывающей его стены, своды и квадратные в сечении столпы, преобладают небесно-синие тона. Сюжеты фресок рассказывают о земной жизни Богородицы. На месте иконостаса ранее возвышалась резная белокаменная алтарная преграда. Позже, на средства городских меценатов Зубова и Первушина, в Сергиевом приделе появился трехъярусный, а перед главным алтарем – пятиярусный позолоченный иконостас. После революции с него смыли позолоту и разобрали. Беспризорники, поселенные на территории монастыря, воровали церковную утварь. Сам собор использовался как склад до 1946 г., когда власти разрешили верующим вновь проводить здесь богослужения. Нынешний пятиярусный иконостас восстановлен уже в 2010 г.
Интерьер собора как подлинного шедевра русского храмового искусства подчеркивают установленные в западном и южном порталах врата, вывезенные Иваном Грозным из Твери и Новгорода. Эти памятники датируются серединой XIV в. Тверские врата, стоявшие в Спасо-Преображенском соборе разоренного царем города, облицованы медными пластинами, на одной из которых выгравировано изображение Ветхозаветной Троицы. Васильевские врата украшали новгородский Софийский собор во времена известного в истории русской церкви новгородского епископа Василия Калики. Их пластины, валики и умбоны выполнены в технике огненного золочения и содержат изображения святых, сцен из евангельских сюжетов, а также встречу царя Соломона с диковинным зверем Китоврасом – кентавром.
В Троицком соборе Иван Грозный венчался дважды – с Анной Васильчиковой и Марфой Собакиной. В соборе хранятся иконы XVI в., которые, может быть, видели эти венчания. В конце 1581 г., после смерти сына Ивана, самодержец навсегда покинул слободу. Был ли убит царевич разгневанным отцом, или, как считают многие современные ученые, скончался в результате отравления ртутью и мышьяком, – еще одна неразгаданная тайна Александровской слободы.
Переименования произошли во второй половине XVII в. Престолы, а, соответственно, и названия двух храмов поменялись местами. В XIХ в. разобрали южный придел, но в сохранившейся части галереи сейчас хранятся мощи одного из первоначальников монастыря — прп. Корнилия Александровского. Северный придел, посвященный Сергию Радонежскому, уцелел, и в нем проводятся богослужения. Крайние апсиды собора поэтому отличаются по размеру. Своды собора помнят, как молились под ними Рюриковичи и Романовы.
Ансамбль Покровского храма
Если исходить из того, что Покровская церковь построена Алевизом Новым по заказу Василия III, то именно она, а не Вознесенская церковь в Коломенском, будет считаться первым каменным шатровым храмом на Руси. В музее хранится макет ее исторической реконструкции без поздних пристроек. Издалека шатер храма напоминает кремлевскую башню — а внутри он расписан фресками, и они, к счастью, неплохо сохранились. Весь современный комплекс (церковь, трапезная, колокольня, палаты и подвалы) выбран для размещения музейной экспозиции «Государев двор».
Долгое время считая Покровскую церковь более поздней постройкой, ученые невысоко оценивали пропорции, примененные зодчим при возведении шатра, не соответствующие правилам возведения шатровых храмов и в Коломенском, и в той же Александровской слободе. Но у Алевиза Нового не было иных примеров, кроме разве деревянных клетских церквей, под впечатлением от которых он и задумал завершение своего сооружения.
Таким образом, итальянский архитектор стремился создать согласованный ансамбль деревянного дворца Василия III и каменной домовой церкви. Доказательством разгадки тайны Покровского храма стали выводы В.В. Кавельмахера, который свел воедино итоги археологических раскопок и исследований с имеющимся достоверным материалом по правилам и приемам зодчества начала XVI в.: «Церковь Троицы вся, от погребов до скуфьи купола, выстроена в течение 2-3 строительных сезонов».
Храм стоит на двойном белокаменном подклете, под которым устроены два погреба. В створе с церковью находится заалтарная «казенная» палата. Придел Федора Стратилата появился одновременно с храмом, но из-за разрушений неоднократно перестраивался в том же веке. Стены церкви Троицы на Государевом дворе – так она изначально называлась – выложены из кирпича и белого камня с использованием дубовых и металлических связей. При этом объем белого камня от яруса к ярусу уменьшается, и в верхней части этот материал используется только для отделки.
«Сдавленный» четверик храма покоится на белокаменном цоколе, шатер же опирается на сложную конструкцию, украшенную рядом кокошников. Наличники окон отсутствовали. Декоративные элементы порталов, кокошников и нижние кирпичные членения карнизов покрыты левкасом на кляммерах, швы в кирпичной кладке старательно затерты. Своды многих монастырских строений украшают резные замковые розетки. К западному фасаду церкви пристроили палату на подклете с погребом, позднее она была перестроена в трапезную. Нижняя отметка новой пристройки по прошествии полутора столетий оказалась выше на полметра, из-за чего пришлось поднимать уровень дверей и делать высокое крыльцо.
Шатер церкви уникален. Поскольку четверик храма вытянут в поперечном направлении, зодчий выстраивает переходную, образующую восьмерик конструкцию из косо поставленных тромпов, на которые опираются две подпружные арки на металлических связях. Под арками устроены люнеты с окнами, которые мы снаружи видим внутри кокошников.
Выше Алевиз Новый сооружает еще одну переходную конструкцию из плоских парусов, связанных поверху восьмигранным карнизом, подобно подбарабанному кольцу. На него и устанавливается семиметровый железный каркас, который обложен кирпичом. При этом шатер разбит на два яруса: нижний подобен восьмерику и отбит от верхнего, высотой 5,5 м, еще одним карнизом. Покрывающий шатер лемех выкрашен в зеленый цвет, что невольно напоминает московские кремлевские башни, на что первым делом обращают внимание гости из столицы. Венчает конструкцию восьмигранный барабан с луковичной главкой.
Здесь еще одна загадка Покровской церкви: вполне можно было упростить конструкцию, заменив шатер барабаном с главкой или устроив купол на четверике. Подобного решения нет ни в одной из русских шатровых церквей. Благодаря раздвинутым граням шатра мы воспринимаем его подобно расписанному фресками куполу, парящему над головами прихожан. Вероятно, уже при строительстве задумывалась роспись шатра, но причиной нестандартного решения стали, прежде всего, пропорции «куба», стесненные пристроенной с востока «казенной палатой».
Столетием спустя храм окружили новые пристройки, включая шатровую колокольню. Из-за трещин в стенах храма сооружение неоднократно ремонтировалось. Монастырь дважды побывал в руках польских интервентов, оказывая им каждый раз сопротивление, в результате чего деревянные строения сгорели, а каменные сильно пострадали. Когда в середине XVII в. преподобный Лукиан обратился к Алексею Михайловичу с просьбой об основании здесь женского монастыря, ему были переданы владения заброшенные и опустевшие.
Тайны государева двора
В декабре 1564 г. из Москвы выехал царский поезд Ивана Грозного. Четыре тысячи саней везли царское имущество, включая, по всей видимости, и знаменитую библиотеку, которую многие полагают искать именно в Александровской слободе. На челобитную от боярства и духовенства царь, обосновавшийся в отцовской резиденции на берегу реки Серой, ответил введением опричнины. В слободе были проведены большие работы по расширению старой усадьбы и устройству дополнительных укреплений. Отсюда грозный царь продолжал править страной, здесь принимал иноземных послов и вершил суд — в одном из подвалов оборудовали пыточную.
Успенскую церковь, выстроенную, как и другие храмы слободы, из кирпича и белого камня, пришлось ремонтировать — вода заливала подвалы, а зимой замерзала, что приводило к трещинам в полу и стенах. В ходе ремонта к церкви пристроили трапезную и колокольню. Как ни печально, остановить проникновение влаги в нижние помещения не удалось, и в ХХ в. затопление подвалов произошло вновь – на этот раз ликвидировать последствия выпало архитектору-реставратору П.Д. Барановскому.
Здесь тоже есть свои тайны. Храм стал домовым для царской семьи — в нем устроили келью для уединенной молитвы. Кресты храма увенчаны царскими коронками в знак особого отношения к нему правящей фамилии. В подвале на одном из камней нашли выцарапанное имя «Яков» и слово «мужи», а также рисунок храма. То был архитектор, строитель, узник? И что значит второе слово?
По еще одному преданию, из Успенской церкви к берегу реки был прорыт подземный ход, размерами достаточный для проезда конной повозки. В подвалах хранили богатства, продовольственный запас и библиотеку, которую больше никто не видел. Вернул ли ее царь в Москву, оставил ли здесь, погибла она во времена польского разорения или до сих пор покоится в неведомых тайниках – кто знает? Хода под землю так и не нашли.
Восьмигранная Распятская церковь-колокольня — доминирующая вертикаль всего монастырского ансамбля, придающая ему завершенный вид — достигает в высоту пятидесяти с лишним метров. Под восьмериком шатра со «слухами» находится звонница, ниже — три ряда кокошников, а верхняя галерея превращена в смотровую площадку. К зданию примыкают небольшие каменные Марфины палаты – них жила сестра Петра Великого Марфа, сосланная сюда за участие в заговоре царевны Софьи.
Сохранились росписи и удивительной красоты изразцовая печь, а в помещении церкви расположилась еще одна музейная экспозиция. Петр же привел в Александров своих «потешных» солдат в иноземном платье и упражнялся с ними в окрестностях слободы, которые теперь прозываются Немецкими горами. Дошедшая до наших дней крепостная стена с бойницами и четырьмя башнями, на шпилях которых трубят в трубы архангелы, появились в конце XVII в., хотя в то время отражать штурмы захватчиков монастырю уже больше не приходилось.
А в 1609 году на Каринском поле, что юго-западнее города, польско-литовским интервентам нанес поражение талантливый русский полководец Михаил Скопин-Шуйский. Одержав ряд побед, он приехал в Москву на пир к царю Василию Шуйскому, где, по преданию, был отравлен женой венценосного родственника. После чего и царю недолго осталось сидеть на престоле — бояре свергли его, а поляки увезли в Варшаву, поглумиться.
А на Каринском поле ежегодно проводится межрегиональный патриотический фестиваль «Отчизны славные сыны», в котором принимают участие клубы исторической реконструкции из разных городов, фольклорные коллективы, барды и православный солдатский хор воинской части, расположенной на территории действующей Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Кроме нее и Успенской обители, в районе еще два крупных монастыря – Лукианова и Стефано-Махрищская пустыни.
Кроме Троицкого собора в городе еще три действующих храма: упомянутый выше собор Рождества Христова, у подножия которого соседствуют памятник св. Александру Невскому и монумент, посвященный событиям 1905 г., храм в честь Боголюбской иконы Богоматери рядом с рынком и новая церковь Серафима Саровского на вокзальной площади. Она, как и историческое здание железнодорожного вокзала, радует глаз прибывающих электричками путешественников.
С ростом частного автомобильного парка и щедрой раздачей земель под садовые участки и дачные поселки пропускная способность городских дорог перестала соответствовать требованиям времени. Собственно, основная дорога здесь одна, ведущая через весь год от Москвы и в центре расходящаяся трассами на Киржач и Владимир. Все эти дороги — однополосные, и расширять их некуда. Назрела необходимость обустройства полноценного объезда, но денег на это в бюджете, понятно, нет, и остается уповать, что в рамках программы развития Золотого кольца государство заметит проблемы таких городов, как Александров, и возьмет их решение на себя. Только вот когда это будет — еще одна тайна.
Евгений ШАПОЧКИН