Последние добавленные статьи
Шатровое зодчество: прерванный триумф
-
17.08.2018 г.
Разорение страны в Смутное время сопоставимо разве с нашествием Батыя. Огромные людские потери, сожженные города и села, оскверненные святыни. Еще страшнее была смута в умах – чем еще можно объяснить призвание католического королевича Владислава на православной престол? Польские отряды, пришедшие искать легкой добычи. Быстро превратившиеся в противников шведы. В русских землях уже не строили — сжигали, чтоб не досталось врагу. И только посыпав голову пеплом прежних богатств, вновь возвращались под сени своих шатров.
Спасители Земли русской
Снять осаду Троице-Сергиевой лавры, длившуюся почти полтора года (1608 – 1610 гг.), помогли войска талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского и Ф. И. Шереметева. Отдать главную святыню страны на поругание глумливым иноверцам русские не могли. Тридцати тысячам поляков противостояли всего две с половиной тысячи защитников православия и российской независимости. По преданию, сам преподобный Сергий и сменивший его после кончины игумен Никон являлись осаждавшим и окропляли стены твердыни святой водой. После чего из стана Сапеги и Лисовского ушли донские казаки. А там подошла и помощь.
Были отбиты попытки захвата монастыря в 1618 г. отрядами Лисовского и отступавшего от Москвы Владислава. Осознавши бессмысленность попыток захватить русский трон, гордые шляхтичи согласились на подписание Деулинского перемирия. Мир с Владиславом, к тому времени уже польским королем, заключили лишь в 1634 г. А через три года в Троице-Сергиевой лавре была построена шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, строгим белоснежным столпом возвышающаяся над одной из стен твердыни.
Она возводилась в 1635-37 гг. стараниями келаря обители Александра Булатникова (до этого — монах Соловецкого монастыря) одновременно с примыкающими к ней больничными палатами. Над подклетом возвышается единственная апсида храма, вокруг узких окошек которой выведен затейливый аркатурно-колончатый узор. Словно из позакомарной кровли поднимается восьмерик, украшенный, как и шатер, муравлеными изразцами с изображением батальных сцен — храм посвящен героической обороне монастыря. В основании шатра — пояс из треугольных кокошников, а сами грани разбиты по горизонтали и вертикали, и в нижней части имеют слуховые окна. В пристроенных помещениях расположены Соборные палаты и покои наместника Лавры, а церковь Зосимы и Савватия служит ему домовым храмом.
Мало кто знает, что в словах Кузьмы Минина «Не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…» содержался прямой смысл. Раскошеливаться жители старинного купеческого города на Волге не торопились. И Минин с выборными людьми пошел по домам зажиточных горожан, забирая их семьи, чтобы выставить на торг. Деньги тут же нашлись, и Отечество было спасено. Кузьма Минин после освобождения Москвы прожил недолго. Он умер в 1616 г. и был погребен на погосте приходской церкви. В 1631 г. на территории Нижегородского Кремля возвели шатровый Архангельский собор.
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода был заложен еще при основании города в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем как деревянная церковь, а потом — в камне, по образцу суздальских храмов. За четыре столетия обветшал. В 1628-31 гг. по решению царя Михаила Романова и в память о спасении Отечества собор перестроен мастерами Лаврентием Семеновым и Антипом Константиновым. Здесь нет окружающих здание галерей. Собор — трехапсидный шатровый храм с тремя притворами, над южным из которых возвышается небольшая шатровая же звонница. Украшений немного: карниз четверика опоясан одним рядом орнамента, состоящего из чередующихся углублений квадратной формы — ширинок. Над карнизом — по три полукруглые перспективные закомары. В основании шатра — ряд кокошников, опирающийся на карниз, подбитый другим весьма часто употребляющимся простым каменным узором — выступами-сухариками.
Прах Кузьмы Минина долго покоился в Спасо-Преображенском соборе города. Но собор разрушили, а прах скромного Спасителя Отечества торжественно перенесли в 1962 г. в Михайло-Архангельский храм. Некогда Петр Великий, поклонившись могиле Минина, воскликнул; «Вот истинный спаситель Отчизны!» С тех пор — и до самой революции — существовала негласная традиция посещения захоронения героя правителями России. Ее, спустя многие годы, возобновил президент Путин, возложивший на мраморную плиту саркофага цветы. А в 2005 г. у подножия Нижегородского Кремля появился памятник Минину и Пожарскому — уменьшенная копия творения Мартоса на Красной площади Москвы. Работу от имени благодарных москвичей выполнил Зураб Церетели.
Иные российские историки ставили таланты Дмитрия Михайловича Пожарского невысоко. Но – напрасно. Князь из рода Рюриковичей, потомок Юрия Долгорукого в 13-м колене, с 15 лет состоял на государственной службе, пройдя путь с самых невысоких должностей. Он верой и правдой служил русским государям – и Годуновым, и Василию Шуйскому, и первому Романову. На Земском соборе 1613 г., избиравшем нового царя, выкликали и его имя – отказался наотрез. Верный присяге, Пожарский оставался с юным царем, когда жаждавшие реванша польские отряды во главе с Владиславом подступили к Москве. Да, он не смог остановить набег Лисовского, но все же не допустил его до столицы, пан-разбойник пожег и пограбил лишь окрестные селения. Слишком слаба еще была Россия, только вставшая на путь возрождения.
После заключения долгожданного мира с Речью Посполитой князь первым встречал возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета Романова. А когда Пожарского не стало, царь Михаил со слезами провожал его тело в последний путь. Князь похоронен в Суздале – Спасо-Евфимьевский монастырь был традиционным местом погребения семьи Пожарских. Гробница Дмитрия Михайловича сейчас восстановлена. А недалеко от нее высится шатровая Успенская церковь, возведенная еще при Василии III, в 1525 г.
Успенский храм в Суздале соединен с трапезной палатой и, может быть, поэтому стал называться Успенской трапезной церковью. Верх четверика украшают выведенные по центру каждой стены полукружия, переходящие в двойной пояс кокошников восьмерика. Каменное убранство скромное — граненая апсида расчленяется на две равные части по горизонтали и членится лопатками, сходящимися полукружием в завершении первого яруса. В образовавшихся таким образом нишах устроены небольшие килевидные нишки, украшенные красными изразцами. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида — высокий четверик, три ряда кокошников и изящная главка на высоком барабане. В целом план храма несколько перекликается с Распятской церковью-колокольней Александровской слободы. Да и время возведения двух этих памятников шатрового зодчества примерно одинаковое.
Медведково — старинная вотчина Пожарских. Некогда оно называлось иначе — Медведево, по имени первого владельца, князя Василия Медведя-Пожарского. Совершив переход от Троицы, ополченцы встали лагерем в Медведково, изготовившись к бою. Князь, после завершения ратных дел, обосновался в этой своей усадьбе. Конечно, он не забыл осени 1612 г. и распорядился построить на месте стана русских воинов деревянную церковь, посвященную празднику Покрова Богородицы, для которой отлили особый колокол. А в 1634-35 гг. (по др. источникам — в 1640 г.) на месте деревянного храма появился каменный.
Шатровый храм Покрова Богородицы стоит на высоком подклете, в котором расположена зимняя Знаменская церковь. В ней все советское время не прекращались богослужения. К основному четверику Покровского храма примыкают приделы Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. Непривычное посвящение связано с днем памяти этих святых, совпавшего с датой девяти дней по кончине князя. Было еще два придела, позже убранных. Апсида нижней церкви далеко выдается на восток. По углам четверика выстроены главки на высоких барабанах, что, вкупе с вытянутым шатром придает сооружению особую возвышенность. Тройные пояса кокошников украшают верх четверика и основание декорированного шатра. Как и в большинстве шатровых храмов, Покровскую церковь окружали открытые галереи, позже ставшие закрытыми. Тогда же, в XVIII в. к храму пристроили колокольню, которую перестроили в середине XIX столетия.
Род Пожарских прервался в 1685-м, и село перешло к фавориту царевны Софьи В. В. Голицыну. Этот князь занялся переустройством церкви, сократил количество приделов до нынешнего, отлил новые колокола, заказал для главного храма иконостас с иконами, написанными живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым и подарил в алтарь напрестольное Евангелие. Рассказывают, что миниатюры для священной книги выполнены рукой самой царевны Софьи. К сожалению, Евангелие утрачено. После опалы Голицына село стало собственностью Нарышкиных, потом — несколько раз меняло владельцев. Любопытно, что первый хозяин из рода Нарышкиных, дядя Петра Великого Федор был женат на правнучке князя Пожарского.
Расцвет шатрового зодчестваЦерковь Живоначальной Троицы в селе Голенищеве, летней резиденции московских митрополитов, начиная с современника Дмитрия Донского, Киприана, выстроена по проекту Антипа Константинова зодчим Ларионом Ушаковым. Храм — одноапсидный, но к основному четверику примыкают приделы с шатровым завершением и самостоятельными апсидами. Каменный шатер храма, сооруженного в 1644-1645 гг., позднее покрыли железом. В ходе реставрации 1970 года кровельное железо с шатра убрали, а в 1990-х опять вернули, но в целом облика старинной постройки эта историческая несуразица не портит. Примыкающие трапезная и колокольня возведены в 1660 г., а спустя двести лет переделаны и дошли в таком виде до наших дней.
Когда смотришь на шатры приделов (кстати, вовсе не декоративные) и колокольни, окружившие основной объем, то поневоле воспринимаешь этот храм связующим звеном в переходе к двух- и трехшатровым церквям России, эпохе которых, как оказалось, было отведено не так уж много времени. Конечно, ни заказчикам, ни исполнителям, как сказали бы сегодня, не было особенно интересно копировать прежние, пусть и замечательные образцы. И если в монастырях требования к зодчим в основе своей имели соблюдение установленных канонов и принятой символики, то бояре высоких родов, разбогатевшие купцы, не говоря уже о властителях, желали видеть «свой» храм не похожим на другие.
Храмов о двух шатрах немного. Первое, о чем стоит сказать — это Святые врата Ферапонтова монастыря (1649 г.) с двумя устроенными над ними небольшими церквями — Богоявления и св. Ферапонта. Здесь молился опальный патриарх Никон, а к самим вратам примыкала небольшая келья, в которой он жил. По жестокой иронии судьбы наперсник царя Алексея Михайловича был сослан в обитель, которую считают единственным комплексом строений дониконовской храмовой архитектуры. Патриарх преклонял колени перед иконами в шатровом храме, каждый день проходил здесь мимо другого шатрового храма, приземистой церкви св. Мартиниана (1641 г.) — а ведь именно он когда-то шатровые храмы запрещал…
Ферапонтов монастырь знаменит фресками Дионисия, которые подолгу рассматривают прибывающие сюда водным путем туристы, вначале посещающие Кирилло-Белозерский монастырь. В отличие от него, выдержавшего польско-литовскую осаду, Ферапонтов монастырь был разграблен, а в конце XVIII в. вообще упразднен. В начале XX в. ему посчастливилось обрести вторую жизнь — началась реставрация. Потом опять были годы разорения, приспособления под хозяйственные нужды, снова реставрация и, наконец, передача церкви.
Святые врата сохранились в первозданном виде. Идущие по дороге люди видят два стоящих рядом шатра, словно основатели двух соседствующих знаменитых русских монастырей, Кирилл и Ферапонт, встречают их у входа.
От суровой северной природы вернемся в праздничный, словно созданный для туристов, Суздаль. Двухшатровые Святые врата Ризоположенского монастыря построили в 1688 г. трое местных мастеров — И. Мамин, А. Шмаков и И. Грязнов. Нарядность сооружению придает бело-красная цветовая гамма. Арки врат, как и у Ферапонтова монастыря, разновеликие, а сама постройка богато украшена каменным узорочьем и многоцветными изразцами.
В Москве, в Старопанском переулке, стоит двухшатровый храм Космы и Дамиана. У него интересная судьба. Венчающие четверик шатры 1640 года были снесены еще задолго до революции. Потом, в 1925 г., восстановлены реставратором Д. П. Суховым — а в конце 1920-х вновь снесены. В храме разместились разные учреждения. В 1995 г. церковь вернули верующим и, спустя годы, мы снова можем видеть два тонких, узорчатых шатра, опирающиеся на однорядные пояса кокошников. Они поднимаются прямо от алого четверика, изукрашенного в традициях русского узорочья, с обрамлением окон белоснежными килевидными наличниками на наборных колонках. Также, с применением наборных элементов, оформлен и перспективный портал храма.
А в Рязанском Кремле зодчий из Солигалича В. Зубов возвел в 1642 г. небольшую двухшатровую церковь Святого Духа. С восточной стороны из четверика выделяются две апсиды, а сам куб завершают два ряда крупных килевидных кокошников, над которыми высятся изящные шатры с узорчатыми гранями. Столетием позже к храму пристроили трапезную, а в 1864 г. - шатровую колокольню.
В 1995 г. в Москве восстановили двухшатровые Воскресенские ворота с часовней Иверской иконы Богоматери. Их соорудил в 1538 г. итальянский архитектор Петрок Малый, он же Петр Франческо Анибале. Когда Иван Грозный получил в подарок от одного из азиатских властителей клетку со львами, зверей выставили напоказ народу у Воскресенских ворот, и те порой называли Львиными. В 1612 г. через ворота проходили ополченцы Минина и Пожарского. А шатровыми они стали много позже — в 1680 г., при царе Федоре Алексеевиче. Наличники в стиле московского барокко, баллюстрады и маленькие башенки-пинакли роднят сооружение со Спасской и Никольской башнями Московского Кремля. Удивительно красивым, праздничным стал проход на Красную площадь! А вот Советской власти Воскресенские ворота не угодили. Когда в 1931 г. их сносили, то говорили, что мешают-де проведению парадов и демонстраций. Но восстановили — и, оказывается, совсем и не мешают.
Двухшатровое завершение становилось уже традиционным для возводимых Святых врат монастырей и небольших храмов — но русская архитектурная мысль шагала дальше. При этом сами шатры постепенно становились декоративным элементом, продолжая выполнять главную смысловую нагрузку — вознесение молитвы к небу, к Господу.
Три шатра — кто больше?Трехшатровых храмов раньше, считают историки, было много, но часть из них была разрушена, а другие — перестроены, в том числе из-за никоновского запрета. Наиболее известны три церкви, сохранившие трехшатровое завершение: в Угличе, Вязьме и Москве. Кроме них, называют еще церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке, в Ярославле (1678 г.), и звонницу Александро-Свирского монастыря, воздвигнутую в 1646 г. в северной обители.
Алексеевский монастырь в Угличе был основан при поддержке митрополита Алексия и князя Дмитрия Донского еще в 1371 г. на месте языческого святилища. В 1609 г. всего шесть десятков монахов и 500 угличан приняли в его деревянных стенах неравный бой с отрядами Яна Сапеги. Непокорный монастырь был сожжен поляками вместе с его защитниками…
В память о них в 1628 г. в возрожденной обители была возведена трехшатровая Успенская церковь, прозванная народом «Дивной» за удивительную красоту. Ряды килевидных кокошников украшают основания восьмериков, расположенных на разных уровнях, еще один ряд опоясывает восходящий к небу центральный, немного сдвинутый к западу, шатер. К храму, стоящем на высоком подклете, примыкает одностолпная трапезная. По трем апсидам выложен аркатурно-колончатый пояс. В храме находится одна из самых почитаемых угличских икон - «Вратарница», или «Свеча неугасимая». В эпоху никоновских перемен шатровую «Дивную» церковь задумали снести — но народ потребовал сначала выстроить взамен новую. Строительство намеренно затянули — и Успенская церковь дожила до наших дней. Все же бывает и польза от российских долгостроев.
Три шатра церкви Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме выстроились в одну линию. Пирамида из трех поясов кокошников служит основанием для восьмигранных световых барабанов, разделенных по высоте почти пополам узорчатыми фризами. Тимпаны кокошников украшают муравленые изразцы, в каменном убранстве храма щедро использованы многие элементы резного декора — наборные колонки и фронтоны над окошками-слухами, аркатура, городки, ширинки с каплевидными нишками… К храму примыкают приделы в память Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. Их главы на тонких барабанах вырастают из таких же пирамид кокошников, и храм, объединенный с ними, имеет пять апсид.
Год постройки храма окончательно не установлен. Называют и 1634-й, и 1638-й, и даже 1673-й, когда уже сложился новый стиль — русское узорочье. В 1812 г. в Вязьме шли ожесточенные бои с отступающими, но огрызающимися французами, и церковь пострадала. Возможно, отдельные элементы каменного убранства были привнесены в ее архитектуру при восстановлении. Храм включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается архитектурной жемчужиной Смоленщины и всей России.
«Путинками» - ударение на втором слоге — называли москвичи место, где в городе располагался Путевой посольский двор — здесь сходились пути-дороги на Тверь и на Дмитров. Когда пожар 1649 г. уничтожил рубленую церковь Рождества Богородицы, царь Алексей Михайлович повелел сложить на ее месте из камня новый храм — еще краше. Так в центре столицы появилась одна из самых красивых церквей России.
Иногда храм Рождества Богородицы в Путинках называют пятишатровым, что совсем недалеко от истины. В действительности на основном четверике установлены три шатра, еще один возвышается над четвериком придела Неопалимой купины, а между двумя этими кубическими объемами поднялась шатровая колокольня. Если добавить сюда навершие крыльца — то получится даже шесть шатров!
Но шатры, за исключением колокольни, здесь уже глухие и своим богатым декором полностью созвучны воцарившемуся в Москве русскому узорочью. Зодчие не сдерживали себя в творческом самовыражении, использовав для украшения чуть ли не все существующие на тот момент элементы каменного убранства: ряды кокошников, ширинки, поребрик, вимперги, «гирьки» в арочных пролетах крыльца, усеченные обратные конусы в основании шатров… Асимметричность композиции была усилена пристроенной в конце столетия трапезной с приделом Феодора Тирона. Крыльцо перестраивалось дважды: в 1864 г. — по образу изящных шатровых завершений храма, а при реставрации в 1957-м — обратно, в стиле узорочья. Кирпич для храма делали по специальному заказу определенной формы.
В 1935 г. храм закрыли. В его помещениях сначала были какие-то конторы, а потом служители расположенного неподалеку Московского цирка держали и дрессировали тут своих четвероногих питомцев. В 1990-м уникальный храм вернули верующим. В его восстановлении участвовали многие, в том числе и соседи — артисты знаменитого театра «Ленком» и лично Александр Абдулов. В этом храме его в 2008 г. и отпевали… Вечная память.
Строительство храма Богородицы в Путинках завершилось в 1652 г. И в том же году прогремело грозное распоряжение патриарха Никона: «Строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить»! Так что не только Советская власть предписывала деятелям культуры в каком направлении развивать свои таланты. Но храмовые сооружения — дело особое. Однако и патриарх-реформатор невольно угодил в ловушку собственного запрета. Трехъярусная ротонда храма Воскресения в Новом Иерусалиме (достроен и освящен в 1685 г.) не могла не быть шатровой по определению. Ведь весь монастырь сооружался как точная копия ансамбля Гроба Господня на Святой земле. Но этого шатра Никон не увидел — попавший в опалу, он был заточен в Ферапонтовом, затем — Кирилло-Белозерском монастыре и, прощенный, до главного своего детища живым не добрался. А каменный шатер ротонды, не простояв и ста лет, рухнул. Восстанавливали его уже из деревянных конструкций по проекту Б. Расстрелли.
Запрет на шатры кое-где пытались обойти. Например, в селе Петровском, что на окраине подмосковного Лыткарино, стоит шатровая Никольская церковь, построенная в 1691 г. Милославскими. Здесь шатер, несмотря на внушительный размер, чисто декоративный. Его восьмерик опирается на сомкнутый свод. Апсида, в половину высоты четверика, заметно выдается вперед, а к западу протянулась еще большей длины трапезная, увенчанная настенной двухъярусной, под три колокола, звонницей в псковской традиции. Порой кажется, что предусмотрительный Милославский намеревался в случае конфузии с шатровым завершением снести только его и установить над сводом традиционную главку на барабане.
Храм Николая Чудотворца — острие незримого треугольника, образованного шатровыми церквями в Острове, Беседах и Петровском, к востоку от Николо-Угрешского монастыря. Словно дозорные, выставленные на холмах впереди стана русских воинов в сторону угрожающего набегами врага…
ПослесловиеТрудно сказать, по какому пути развивалась бы русское храмовое зодчество, не запрети Никон строить шатровые церкви. Но это направление в отечественной архитектуре не погибло, отнюдь. Спустя двести лет, на волне возрождения интереса российского общества к родной истории вновь стали появляться шатровые храмы! Их немало, этих детищ XIX века. Порой их оскорбляют словечками с приставкой «псевдо-» или «ложно-», но они стоят на земле твердо, и все фальшивое, наносное, приходящее от тех, кому ни история, ни земля русская не дороги — к ним не прилипает.
Вот гордость Коломны — Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря. Он построен по проекту архитектора А. С. Кутепова в 1852-1855 гг., когда забушевала Крымская война, и русское оружие прославило себя вновь — и на Севере, и на Дальнем Востоке, а главное — в Севастополе. Ярко-красный пятишатровый кирпичный храм с белокаменным декором, он был в прямом смысле обезглавлен богоборцами. К 1990-му церкви вернули лишь сохранившийся четверик. Но уже к 2007 г. восстановление внешнего вида святыни завершилось, и храм вновь украшает собой заповедную территорию Коломенского кремля.
В московских Сокольниках в 1913 г. архитектором П. А. Толстых выстроен храм Воскресения Христова. Его еще называют Кедровской церковью — по фамилии инициатора строительства и первого настоятеля, протоиерея И. Кедрова. Пришедшие в строительную область новые материалы позволяли строить шатровые церкви достаточно вместительными. Воскресенский храм — двухэтажный, достигающий 34 метров в высоту и 960 кв. метров по площади. Он имеет два придела — во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радости» и апостолов Петра и Павла. Девять глав храма символизируют девять ангельских чинов. Одна из особенностей — алтарь при строительстве ориентировали не на восток, а на юг — в сторону Гроба Господня в Иерусалиме. Храм в советские времена не закрывался, и сюда перенесли после разрушения часовни Воскресенских ворот Иверскую икону Богоматери.
Шатровое зодчество пережило и тех, кто его запрещал, и тех, кто запрещал веру вообще. Вновь ставятся в России храмы. И один из них, будто перекликающийся по своей архитектуре с величественной церковью в Сокольниках — построенный по проекту архитектора А. Н. Оболенского в 2015 г. в память о жертвах теракта на Дубровке московский храм св. равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Крестообразный в плане, с далеко выдающимся вперед притвором, он всего на два метра ниже Воскресенского храма, но также красив и просторен. И знаменательно, что именно с этой церкви началась реализация программы масштабного строительства православных храмов в Москве.
Евгений ШАПОЧКИН